Начата международная кампания в поддержку арестованного журналиста Некрасова
Французская НКО Russie-Libertés («Россия — свободы») начала кампанию в поддержку ижевского журналиста Андрея Некрасова, арестованного на Кипре для экстрадиции на родину и объявившего голодовку в знак протеста. Об этом «Граням» сообщил секретарь организации Николай Кобляков.
Russie-Libertés открыла сайт на русском, английском, французском и греческом языках. В публикациях ресурса доказывается политический характер преследования российского журналиста. Кроме того, на сайте петиций Change.org помещено обращение с требованием освободить Некрасова. Оно адресовано министрам внутренних дел, иностранных дел и юстиции Кипра Сократису Хасикосу, Иоаннису Касулидису и Ионасу Николау. За сутки документ подписали свыше 11,5 тысячи человек.
«Экстрадиционное производство не подразумевает изучения доказательств, — пояснил Кобляков необходимость отправки такой петиции. — Поэтому кроме позиции властных институтов России — страны, инициировавшей запрос об экстрадиции, — суду для принятия взвешенного решения необходима позиция и российского гражданского общества».
В подтверждение эффективности петиций Кобляков сослался на собственный опыт: год назад он сам был арестован в Болгарии по запросу России. «В Болгарии до того, как более 20 тысяч человек поставили подпись под петицией в мою поддержку, местные прокуроры были уверены в исключительно криминальной подоплеке дела, направленного против меня, — рассказал общественник. — После предоставления петиции позиция изменилась, и прокурор отказался от поддержки требований российской власти».
В пятницу, 31 июля, депутат Европарламента от Литвы, вице-президент фракции Альянса либералов и демократов Пятрас Ауштрявичюс направил главе внешнеполитического ведомства Евросоюза Федерике Могерини официальное письмо, посвященное случаю с Некрасовым. Он попросил чиновницу употребить свою власть, чтобы добиться отправки на суд об эстрадиции журналиста, который пройдет 13 августа, наблюдателей ЕС. «У меня есть все основания полагать, что суд может быть необъективным», — пояснил свою просьбу депутат.
Ранее обеспокоенность положением Некрасова выразили «Репортеры без границ». «Мы призываем власти Кипра не вступать в заговор с российскими властями для проведения репрессий, немедленно освободить Андрея Некрасова и рассмотреть его прошение предоставить убежище», — начальник отдела НКО по Восточной Европе и Центральной Азии Йоханн Бир.
Некрасов, являющийся также зампредом независимого профсоюза работников завода «Ижмаш», входящего в концерн «Калашников», был задержан по запросу России 15 июля в аэропорту Ларнаки и помещен в тюрьму столицы страны — Никосии. С 22 июля журналист держит голодовку. Кроме того, он подал заявление о предоставлении ему политического убежища на Кипре.
Против Некрасова и политактивиста Сергея Щукина заведено дело по статье 163 УК (вымогательство), предусматривающей до 15 лет колонии. Обоих обвиняют в шантаже администрации «Ижмаша». Некрасов поначалу проходил по делу свидетелем, однако затем стал подозреваемым. Как отмечалось, ФСБ давила на него, требуя признать вину.
Адвокат Некрасова Владислав Прозоров охарактеризовал дело как «немножко политизированное», назвав одной из причин его возбуждения политическую деятельность Щукина, который возглавляет региональное отделение «Патриотов России», а также является издателем и главредом ряда оппозиционных СМИ. Из пояснений юриста можно заключить, что дело было открыто после провокации, устроенной менеджментом «Ижмаша»: руководители предприятия предлагали Некрасову и Щукину деньги, за то чтобы в прессе перестали появляться публикации о нарушении прав рабочих. Переговоры, проходившие в несколько этапов, записывались.
В феврале 2015 года Некрасов был оштрафован на 30 тысяч рублей по обвинению в клевете на одного из руководителей регионального отделения «Единой России», за то что отождествил его с неким богатым однофамильцем из США. Опасаясь, что этот штраф может дать следователям основание ходатайствовать о его аресте, в марте журналист выехал за границу.
Вскоре Индустриальный райсуд Ижевска принял решение о заочном аресте Некрасова из-за его неявки на следственные действия. Прозоров отмечал, что постановление было вынесено незаконно, поскольку суд не располагал документами, подтверждающими отсутствие журналиста в стране. Без этих документов, по словам юриста, заочный арест назначен быть не мог. Тем не менее 7 апреля Верховный суд Удмуртии оставил принятое решение в силе.
Некрасов получил известность расследованиями коррупционных схем с участием удмуртских чиновников. В 2008-2009 годах он работал в выпускаемой Щукиным газете «День», однако вынужден был уволиться оттуда из-за давления ФСБ. В 2011-2012-м Некрасов возглавлял издание «Ижевский наблюдатель», закрывшееся из-за нехватки финансирования. После этого он публиковал расследования в своих блогах. Параллельно журналист вел активную профсоюзную и иную общественную деятельность. Он был членом Объединенного гражданского фронта, а позже вступил в «Яблоко».
Ранее Некрасов получил три года условно по некоему сфабрикованному делу. Какие именно действия и какую статью УК вменили журналисту, международная НКО не уточняет, отмечая лишь, что в 2012 году приговор был отменен.