Дело о пытках Макарова: арестованы пятеро фсиновцев
Судьи Заволжского райсуда Ярославля арестовали сотрудников отдела безопасности ИК-1 общего режима Сергея Драчева, Максима Яблокова и Алексея Бровкина, замначальника оперативного отдела этой колонии Сергея Ефремова и заместителя дежурного Игоря Богданова на срок до 22 сентября по делу о пытках заключенного Евгения Макарова. Об этом сообщает «Медиазона».
Решение в отношении Драчева вынесла судья Мария Селезнева, в отношении Яблокова, Богданова и Бровкина — Александр Татаринов, в отношении Ефремова — Сергей Лупанов.
Между тем суд об аресте замначальника ИК-1 по воспитательной работе Ивана Калашникова отложили, продлив фсиновцу срок задержания еще на трое суток. Как уточняет фонд «Общественный вердикт», защищающий пострадавшего Макарова, Калашникову еще не предъявили обвинение и СКР намерен собрать дополнительные доказательства.
Пока арестованных поместят в СИЗО-1 «Коровники» в областном центре. Однако, как можно заключить из публикации, в дальнейшем планируется их перевод в Москву. Во всяком случае, старший следователь СКР Илья Сучков заявил по окончании слушаний, что у Калашникова онкологическое заболевание, так что этого фигуранта в Москву, скорее всего, не повезут.
Отправка арестованных в Москву, вероятно, связана с тем, что если первоначально делом занимался областной главк СКР, то во вторник по инициативе председателя ведомства Александра Бастрыкина расследование передали в центральный аппарат.
Яблоков, как выяснилось на суде, после задержания написал явку с повинной. Адвокат фсиновца настаивал на отправке своего клиента под домашний арест.
Ефремов также заявил, что признает вину и готов сотрудничать со следствием. На допросе он сообщил, что лишь один раз ударил Макарова по голове. По информации «Pro город», Ефремов тоже написал явку с повинной и намерен добиваться заключения досудебного соглашения с прокуратурой.
Драчев тоже признал свое участие в избиении.
Между тем Богданов от дачи показаний отказался, а в суде заявил, что на видео пыток Макарова себя не обнаружил. Однако Яблоков в своей явке с повинной сообщил об участии Богданова в пытках.
Как выяснилось на суде, Богданов ранее служил в 58-й армии на Северном Кавказе. Участвовал в некоей войне 2008 года (как можно предположить, с Грузией), за которую имеет награду. Награжден также за отличие в военной службе. Получает пенсию как ветеран боевых действий.
Бровкин от дачи показаний также отказался. Адвокат силовика Василий Ковалев на слушаниях в среду напомнил, что видеозапись, после публикации которой открыли дело, была передана «Новой газете» «Общественным вердиктом». «Я зашел на сайт «Общественного вердикта» и посмотрел его партнеров, — продолжил Ковалев. — Я по списку всех не помню, но это крупнейший благотворительный фонд Джона и Кэтрин Макартуров из США (объявлен «нежелательной» организацией. — Ред.), межрегиональная организация «Открытая Россия», «нежелательная» в России (в действительности она «нежелательной» не объявлялась. — Ред.), норвежско-финский комитет (вероятно, имеется в виду Норвежский Хельсинкский комитет. — Ред.) и даже Королевство Нидерландов в лице МИДа».
На слушаниях об арестах присутствовал другой клиент «Общественного вердикта» — бывший заключенный ИК-1 Руслан Вахапов, который, так же как и Макаров, подвергался избиениям фигурантами дела. Вахапов прибыл в суд, чтобы передать фонду информацию о заседаниях.
20 июля «Новая» опубликовала видеозапись избиения Макарова, совершенного 29 июня 2017 года в воспитательном классе колонии. Запись осталась на видеорегистраторе одного из фсиновцев. На видео несколько силовиков прижимают лежащего Макарова к столу и одновременно бьют его кулаками и резиновыми дубинками. Затем с заключенного снимают трусы, ставят на колени и заставляют его извиниться за то, что он якобы назвал одного из тюремщиков «рыжей псиной». В ходе пыток Макарову угрожают «засунуть торпеду» в задний проход.
После пыток пострадавший не мог самостоятельно передвигаться и ходил под себя.
В избиении помимо Калашникова, Драчева, Яблокова, Бровкина, Ефремова и Богданова участвовали помощник начальника ИК-1 Дмитрий Борбот, начальник 4-го отряда Алексей Никитюк, начальник 5-го отряда Кирилл Игнашов, начальник 13-го отряда Василий Трубецкой, оперативник Сипан Мамоян, сотрудники отдела безопасности Руслан Цветков, Василий Юдин, Александр Морозов и Дмитрий Евгеньевич (фамилия неизвестна), брат Богданова, занимающий неизвестную должность, некий силовик с отчеством Владимирович и оставшийся неизвестным владелец видеорегистратора.
Позже 20-го числа СКР объявил об открытии дела. Оно расследуется по пункту «а» части 3 статьи 286 УК (превышение должностных полномочий с применением насилия). За такое преступление кодекс предусматривает от 3 до 10 лет колонии.
Ведомство также заверило, что в ходе следствия даст правовую оценку действиям (бездействию) администрации ИК-1 и чиновников областного УФСИН, отвечающих за порядок в местах лишения свободы.
В ИК-1 и областном УФСИН прошли обыски с выемками документов. 17 сотрудников колонии в связи с возбуждением дела были отстранены от работы. Позже в ИК-1 прибыли с проверкой чиновники центрального аппарата СКР и силовики из управления «М» ФСБ, курирующего в частности деятельность ФСИН.
Также СКР начал доследственную проверку в отношении своего бывшего сотрудника Родиона Свирского, который год назад отказал в возбуждении дела по факту пыток Макарова. Отказное постановление было заверено подписью замначальника отдела ведомства по Заволжскому району Ярославля подполковника юстиции Антона Морозова, однако о проверке его действий не сообщалось. Свирский уволился из СКР в ноябре 2017 года.
Между тем следователь Сучков после заседаний выступил в поддержку Свирского, заявив: «Это видео — его никто не видел. Вы знаете, сколько видео всего?»
Между тем в понедельник стало известно, что адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова, представляющая интересы Макарова, выехала из России и из-за границы обратилась к властям с ходатайством о предоставлении государственной защиты ей и ее семье. Ярославский главк СКР начал доследственную проверку по факту угроз юристу со стороны некоторых из участников пыток Макарова. Проверка ведется на предмет наличия в действиях силовиков состава части 1 статьи 119 УК (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), предусматривающей до 2 лет колонии.