Покушение на Навального: раскрыты имена убийц из ФСБ
Отравление Алексея Навального предприняли сотрудники ФСБ, которые тайно сопровождали его во многих поездках по России. Об этом говорится в публикации на сайте политика. Основную часть расследования провела группа Bellingcat при участии ФБК, The Insider, CNN, Der Spiegel и El Pais. Удалось установить личности восьмерых участников отравления.
За Навальным во время его поездки в Новосибирск и Томск, во время которой он был отравлен, следовали сотрудники ФСБ Владимир Паняев, Алексей Александров и Иван Осипов (последние двое имели документы прикрытия на имя Алексея Фролова и Ивана Спиридонова). Отравители пользовались подставными телефонами, но Александров дважды за поездку на несколько секунд включал свой основной телефон: это позволило установить, что первый раз он находился рядом с гостиницей в Новосибирске, номер в котором бронировала начальница отдела расследований Фонда борьбы с коррупцией Мария Певчих, а второй раз — рядом с отелем, где останавливался сам Навальный.
Как показал Навальный, операцию по его устранению координировал врач-хирург Олег Таякин, ранее служивший в войсковой части ФСБ. В дни перед отравлением Навального он ночевал в здании института криминалистики ФСБ и созванивался с коллегами, которые следовали за Навальным по Сибири.
Согласно базам билетов, группа из 2-3 сотрудников ФСБ постоянно сопровождала Навального в его поездках по стране в 2017 году: за это время вместе с Навальным они побывали в 15 городах, сопровождали его по 30 маршрутам. Силовики только один раз разминулись с Навальным: 27 апреля Паняев и Фролов поехали на открытие штаба политика в Астрахань. Навальный должен был там присутствовать, но не поехал, поскольку ему в тот же день плеснули в лицо зеленкой и повредили глаз.
По данным биллинга, Артур Жиров, директор научного института «Сигнал», в который перешли работать химики из института в городе Шиханы Саратовской области (там в советское время создавали химоружие и разработали «Новичок»), в июле-августе общался с директором центра спецтехники ФСБ Владимиром Богдановым и генералом Кириллом Васильевым — начальником института криминалистики ФСБ, а также еще одним сотрудником института криминалистики — ученым Станиславом Макшаковым. В свою очередь Макшаков в то же время контактировал с группой примерно из 10 человек, в том числе с Александровым, Осиповым, бывшим сотрудником Минобороны Алексеем Кривощековым, химиком из войсковой части Константином Кудрявцевым, Михалом Швецом, прописанным по адресу Центра спецназначения ФСБ, Паняевым.
Навальный рассказал про предыдущие эпизоды странных недомоганий: несколько лет назад это случилось с ним в самолете, а в июле этого года — с его женой Юлией во время поездки в Калининградскую область. Навальный делает вывод, что они оба получили несмертельные дозы яда, когда отравители покушались на его жизнь либо тестировали дозировку. Навальные прилетели в Калиниград 3 июля, 2-го и 3-го числа туда же прибыли Александров, Паняев и Швец.
Политик считает, что Владимир Путин приказал его убить, после того как Навальный в декабре 2016 года объявил о намерении баллотироваться в президенты. Именно после этого отравители из ФСБ начали ездить в Киров, где Навальный участвовал в повторном процессе по делу «Кировлеса».
После отравления Навальный впал в кому, его долго не выпускали из страны. Эвакуировать Навального в Германию удалось только 22 августа. С Владимиром Путиным этот вопрос обсуждали лидеры Германии, Франции, Финляндии и глава Евросовета. Навального госпитализировали в клинику «Шарите» в Берлине, где он проходил лечение до 23 сентября.
В России по факту отравления Навального ведется доследственная проверка, уголовное дело до сих пор не открыто. 10 декабря на заседании Совета по правам человека, отвечая на вопрос историка Николая Сванидзе, можно ли возбудить такое дело, Путин сказал, что сделать это «нельзя». «Потому что, если человек чуть не умер, это не значит, что нужно по любому случаю открывать уголовное дело», — пояснил президент. При этом он заверил Сванидзе, что «проверка проводится». «Я просил это сделать, и прокуратура этим занимается, и Следственный комитет. Анализируются материалы, которые находятся в распоряжении наших следственных органов. Мы готовы это сделать», — добавил Путин. По его словам, возбуждение дела невозможно, поскольку иностранные специалисты, пришедшие к выводу об отравлении Навального «Новичком», не делятся материалами с российскими.