Участник акции протеста в копейской ИК-6 этапирован в пыточную колонию
аключенный копейской ИК-6 Евгений Терехин, которого за участие в акции протеста осужденных привлекли по статье 212 УК (массовые беспорядки), этапирован из СИЗО-1 Челябинска в пыточную ИК-5 в Нижнем Тагиле, Свердловская область. Об этом сообщает в своем блоге правозащитница Оксана Труфанова. Постановление о переводе Терехина вынес следователь управления СКР по Уральскому федеральному округу Иванов.
14 января зека отправили на этап. Перед этим он в знак протеста проглотил лезвие и щипцы для ногтей. Тем не менее в больницу его не положили. В администрации СИЗО Труфановой признались, что вынуждены были отказать заключенному в госпитализации под давлением следствия.
«Мы до сих пор опасаемся, что все это плохо закончится: все заключенные, которых этапировали в ИК-5, находятся в жутком психологическом состоянии — возможны суициды», — заявила правозащитница.
Терехин — не первый фигурант «копейского болотного дела», которого отправили в ИК-5. Труфанова упоминала еще о трех обвиняемых, также этапированных в Нижний Тагил. При этом, как неоднократно отмечала правозащитница, ей не понятно, какие следственные действия могут проводиться в Свердловской области, если акция протеста прошла в Челябинской. Отправляя фигурантов дела в ИК-5, следствие пытается выбить из них нужные показания, попутно затруднив им получение помощи от адвокатов и правозащитников, заключила Труфанова.
Между тем в Нижний Тагил Терехин еще не доехал. Как пишет в своем блоге член ОНК Свердловской области Василий Рыбаков, сейчас заключенный находится в медсанчасти ИК-2 в Екатеринбурге. Выяснилось, что Терехин объявил голодовку в знак протеста против действий СКР. Рыбаков объяснил заключенному, что об этом следует оповестить администрацию колонии, и передал написанное Терехиным заявление фсиновцам.
На сотрудников ИК-2 зек не жаловался, однако заметил, что опасается за свою жизнь. По его словам, следователь заявлял, что заключенного переводят в Свердловскую область именно с целью физической расправы. Рыбаков пообещал администрации колонии пристально следить за судьбой Терехина.
Акция протеста в ИК-6 в Копейске прошла 24-26 ноября 2012 года. Заключенные захватили вышку в промзоне, где растянули плакат «Люди, помогите». С крыш зданий были вывешены баннеры с сообщениями, что в акции против пыток и вымогательств участвуют 1500 человек. С утра 24 ноября за шлагбаумом колонии собрались несколько сотен родственников заключенных. Они потребовали убрать ОМОН и перекрыли дорогу. Сообщалось, что они перевернули полицейский УАЗ. Полиция жестко пресекла акцию, многие ее участники были избиты и задержаны. Тогда же избили и прибывшую к колонии Труфанову.
18 февраля 2013 года СКР возбудил по факту столкновений с ОМОНом дело по пунктам 1 и 2 статьи 212 УК (организация массовых беспорядков и участие в них). Ранее, сразу после событий в ИК-6, было открыто дело по части 1 статьи 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти). Сообщалось, что следственное ведомство планирует объединить оба дела в одно производство.
По «копейскому болотному делу» привлечены как зеки ИК-6, так и родственники некоторых осужденных.