Вынесены первые приговоры по делу о митинге в Магасе
Городской суд Железноводска Ставропольского края вынес приговоры двум участникам митинга 26-27 марта в Магасе, сообщается на сайте правозащитного центра «Мемориал». 31-летний Рамазан Гагиев приговорен к четырем месяцам колонии-поселения, 29-летний Сейт-Магомед Нальгиев — к году и четырем месяцам такого же наказания.
Первый приговор вынесен в четверг, второй — в пятницу.
Оба политзека объявлены виновными по части 1 статьи 318 УК (применение неопасного насилия в отношении представителя власти). Изначально обоим вменялась более тяжкая часть 2 той же статьи (применение опасного насилия), но затем дела переквалифицировали.
Дела обоих участников магасского митинга рассматривались в особом порядке, они признали вину. Гагиев после суда вернулся домой — его срок по закону о льготном зачете считается отбытым с учетом времени, проведенного под домашним арестом. Срок наказания Нальгиева заканчивается 29 декабря.
Нальгиев был задержан по уголовному делу 29 апреля недалеко от назрановского отдела МВД по Ингушетии, после того как за несколько дней до этого его оштрафовали за участие в митинге в Магасе на 10 тысяч рублей. Он был отправлен в СИЗО. Гагиева также схватили в апреле, после задержания он находился под домашним арестом.
По ходатайству прокуратуры Верховный суд изменил подсудность дел обоих осужденных, и поэтому они рассматривались в Ставропольском крае. Верховный суд стал массово принимать такие решения в отношении участников магасского митинга, так как ФСБ сообщила о возможном влиянии лидеров ингушского протеста на суды в республике.
В городском суде Железноводска на рассмотрении находятся еще 12 дел участников митинга в Магасе, обвиняемых по части 1 статьи 318 УК — Элисхана Ажигова, Джохара Алиева, Адама Бадиева, Мустафы Вышегурова, Ахмеда Нальгиева, Ризвана Оздоева, Магомеда Оздоева, Тимура Озиева, Муссы Плиева, Зелимхана Томова и Зубейра Хамхоева. Дела Ажигова, Алиева, Плиева и Томова будут рассмотрены в особом порядке.
По состоянию на октябрь 2019 года под следствием по «ингушскому делу» находилось 44 человека, обвинявшихся в применении насилия к силовикам, из них в СИЗО были заключены 25 человек, в том числе лидеры протеста — глава Совета тейпов Ингушетии Малсаг Ужахов, член Совета тейпов Ахмед Барахоев, сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа Муса Мальсагов и лидер движения «Опора Ингушетии» Барах Чемурзиев.
В конце мая Минюст приостановил деятельность Совета тейпов на три месяца. Ужахову в июне предъявили новое обвинение — в создании и руководстве НКО, «деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний» (часть 2 статьи 239 УК).