Мосгорсуд признал законным посмертное преследование Магнитского
Мосгорсуд признал законным возобновление дела в отношении юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, обвинявшегося в уклонении от уплаты налогов, сообщает ИТАР-ТАСС. Таким образом, суд отклонил кассационную жалобу родственников Магнитского на его посмертное преследование. В жалобе говорилось, что возобновление уголовного дела в отношении Сергея Магнитского после его смерти является незаконным и неконституционным, поскольку расследование ведется не с целью реабилитации, а с целью обвинения.
Кроме того, представители МВД официально заявили о том, что в отношении Сергея Магнитского у следствия «оснований для реабилитации не имеется», а само расследование ведется вопреки возражениям родственников. Представители семьи Магнитского настаивали на том, что продолжение уголовного преследования после его смерти по закону возможно только в интересах реабилитации, по инициативе родственников или с их согласия, которого они не давали.
19 апреля мать Сергея Магнитского направила в Следственный комитет заявление о затягивании сроков расследования дела и фальсификации причины смерти ее сына. В заявлении Натальи Магнитской говорится, что следователи «самоустранились от установления обстоятельств хищения государственных средств чиновниками, разоблаченными ее сыном». Она также утверждает, что следователи не расследовали факты истязаний и приняли без проверки заявления заинтересованных должностных лиц, включив сфальсифицированные ими документы в материалы дела.
«Следствие впервые провело осмотр места совершения преступления в СИЗО «Бутырка» спустя лишь 15 месяцев после его совершения, следствие не назначило и не провело элементарных медицинских анализов, проведенное вскрытие и судебная медицинская экспертиза были осуществлены с грубейшими нарушениями. Следствие не провело очные ставки для устранения противоречий в показаниях Кратова и Литвиновой (врачей СИЗО. — Ред.) и показаниях других свидетелей и потерпевшей», – говорится в заявлении Магнитской.
Кроме того, мать Магнитского обвиняет руководство СКР и надзирающих прокуроров в затягивании сроков возбуждения дела в отношении Литвиновой и Кратова и привлечении их к ответственности по более мягкой статье, не соответствующей их преступлению. «Доказывать вину всего двух медицинских сотрудников следственного изолятора целых два года – халатность не меньшая, чем та, которую инкриминируют в данном деле Кратову. Кратова и Литвинову обвиняют не в том преступлении, которое они совершали, занижая степень виновности их деяний, в то время как они являются пособниками в особо тяжком преступлении и соучастниками в организации пыток и истязаний», – говорится в заявлении Магнитской и ее адвоката Николая Горохова.
9 апреля Конституционный суд подтвердил законность возобновления дела против Магнитского. Таким образом, суд отклонил жалобу адвоката матери Магнитского, которая просила отменить постановление заместителя генпрокурора Виктора Гриня о возобновлении расследования и отмене постановления о прекращении дела в связи со смертью юриста. «Согласно УПК РФ, если при продолжении производства предварительного расследования будут установлены основания для принятия решения о реабилитации умершего, то уголовное дело подлежит прекращению по реабилитирующим основаниям, если же нет — оно передается в суд для рассмотрения в общем порядке», – говорится в определении КС.
3 апреля Останкинский суд Москвы признал законным возобновление уголовного дела в отношении Магнитского.
Мать юриста считает продолжение следствия шантажом и давлением. Вдова Магнитского Наталья Жарикова направила в суд заявление, в котором поддержала ее жалобу, отметив, что по решению Конституционного суда на продолжении уголовного разбирательства могут настаивать только родственники, а не должностные лица МВД и прокуратуры. Родственники погибшего считают, что без их согласия им был присвоен несуществующий в законе статус «законного представителя умершего обвиняемого».
В начале марта следственные органы МВД получили официальный отказ родственников Магнитского от ознакомления с материалами уголовного дела против него. «Наталья Магнитская приняла указанное решение, мотивируя его тем, что по уголовному делу совершаются незаконные процессуальные действия, не регулируемые уголовно-процессуальным законом, нарушающие конституционные права и свободы Сергея Магнитского и его близких родственников», – сообщили в пресс-службе следственного департамента МВД.
Сотрудник ведомства отметил, что следственные органы все равно обязаны направить дело в суд для рассмотрения по существу. Представители Сергея Магнитского и их защитники могут обжаловать все действия следователя, а также принимать участие в судебном процессе. Ранее сообщалось, что единственным способом избежать посмертного процесса над Магнитским является отказ его родственников от права на защиту его чести и достоинства. «При отсутствии у родственников интереса, оправдывающего дальнейшее рассмотрение дела, в том числе желания защитить честь и достоинство умершего, производство по уголовному делу может быть прекращено следователем», — сообщил матери Магнитского следователь Борис Кибис.
11 марта замглавы следственного департамента МВД Александр Ягодин заявил, что Сергей Магнитский не выявлял никаких коррупционных схем в органах власти Российской Федерации. «Основываясь на результатах расследования, можно констатировать, что Магнитский не вскрывал и не выявлял никаких коррупционных скандалов», – сказал он. Кроме того, по словам Ягодина, Магнитский вовлек в свою преступную схему «неосведомленных и неповинных инвалидов».
«Магнитский был арестован решением суда по обвинению в совершении тяжкого преступления, в то время как его соучастники и некоторые иные фигуранты по делу уже скрылись за границей, где до сих пор и находятся. Магнитский совместно с Браудером (глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер. – Ред.) обвиняются в совершении тяжкого преступления. В преступную схему были вовлечены неосведомленные и неповинные инвалиды», – сказал Ягодин. «Оснований реабилитации умершего обвиняемого Магнитского нет», – добавил он.