Мосгорсуд опять отменил требование возбудить дело о штурме «Норд-Оста»
Мосгорсуд опять направил на пересмотр решение, обязывавшее прокуратуру возбудить дело о халатности должностных лиц при штурме театрального центра на Дубровке в 2002 году. Об этом сообщает РАПСИ. Таким образом, суд удовлетворил кассационную жалобу прокуратуры на вынесенное в декабре решение Лефортовского суда.
В своем обращении прокуратура заявляла, что следствие еще в 2002 году отказалось возбуждать дело по итогам проверки, а если есть неотмененное постановление об отказе в возбуждении дела, оснований проводить повторную проверку по тому же факту не имеется.
Адвокат Игорь Трунов, представитель родственников погибших при штурме, заявил, что дело «гоняют по кругу». Из-за этого, добавил Трунов, он не может подать жалобу в Совет министров Европы на неисполнение решения ЕСПЧ. Именно Страсбургский суд вынес постановление, обязывавшее Россию возбудить уголовное дело в отношении лиц, виновных в гибели заложников на Дубровке.
2 ноября 2012 года Лефортовский суд Москвы удовлетворил жалобу Трунова на отказ СКР возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц. «Мы выиграли это дело: суд удовлетворил заявление, признал незаконным отказ возбудить дело и обязал следователя устранить нарушение», — сказал тогда Трунов. 12 ноября прокуратура Москвы подала протест на решение суда.
5 декабря Мосгорсуд удовлетворил этот протест. Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц, допустивших нарушения при штурме театрального центра на Дубровке, был направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
26 декабря Лефортовский суд вновь признал незаконным бездействие следствия по делу о рассмотрении жалобы защиты потерпевших и родственников погибших при теракте на Дубровке. По словам адвоката, следователь тогда даже не предоставил четких аргументов, по которым он отказывается возбуждать уголовное дело по теракту на Дубровке. Тем не менее прокуратура вновь обжаловала решение.
31 декабря 2002 года уже было отказано в возбуждении уголовного дела по аналогичному заявлению Бориса Немцова. Такое решение было принято в связи с «отсутствием в действиях должностных лиц, ответственных за организацию оказания медицинской помощи лицам из числа бывших заложников, захваченных в ДК АО «Московский подшипник», составов преступлений», заявило следственное ведомство.
РОО «Норд-Ост», объединившая родственников погибших и пострадавших заложников, добивается справедливого расследования теракта и обстоятельств операции по спасению заложников. По мнению сопредседателя общественной организации Татьяны Карповой, потерявшей тогда сына, надо возбудить новое уголовное дело по двум статьям УК: части 2 статьи 237 (сокрытие должностным лицом информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей) и части 3 статьи 293 (халатность, приведшая к гибели двух или более человек). «Все, из-за чьей халатности погибли люди, должны быть привлечены к ответственности», — сказала в десятую годовщину трагедии Карпова.
В декабре 2011 года Европейский суд по правам человека взыскал с российских властей от 9 тысяч до 66 тысяч евро в пользу 64 потерпевших по делу о захвате заложников на Дубровке. Суд усмотрел в действиях силовиков при штурме театрального центра нарушения и признал Россию нарушившей статью 2 (право на жизнь) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Заявители, в частности, обвиняли российские власти в необоснованном применении силы, неоказании заложникам своевременной медицинской помощи и недостаточно эффективном расследовании теракта.
Осенью 2002 года в результате теракта в московском театральном центре на Дубровке, где шло представление популярного мюзикла «Норд-Ост», погибли 130 заложников, причем лишь пятеро были расстреляны бандитами. Всего в результате теракта пострадали более 700 человек. Около 60 детей потеряли кого-то из родителей, трое остались круглыми сиротами. Следствие до сих пор умалчивает о том, зачем и на каких основаниях при освобождении заложников был применен усыпляющий нервно-паралитический газ. При штурме были убиты все 50 террористов, освобождены почти 800 заложников.