Опубликованы доказательства причастности ФСБ к трем убийствам
Группа киллеров из ФСБ, пытавшихся отравить Алексея Навального, причастна к убийствам журналиста из Нальчика Тимура Куашева, лезгинского активиста Руслана Магомедрагимова и политика Никиты Исаева. Об этом говорится в совместном расследовании Bellingcat, The Insider и Der Spiegel.
Тимур Куашев пропал вечером 31 июля 2014 года — в этот день он собирался посетить спектакль в театре, в котором играла его мать. Свидетели видели, как после телефонного разговора с матерью, состоявшегося за полчаса до спектакля, он встретился с двумя людьми, явно знакомыми (при встрече он обнялся), и куда-то ушел с ними и предположительно сел к ним в машину. На следующий день его тело нашли у дороги в лесу в поселке Хасанья на окраине Нальчика. На лице и коленях у него были ссадины и гематомы, а под мышкой — след от шприца. При этом ссадины на верхней части лица убитого были похожи на следы от рук — как будто кто-то обхватил его нос и рот тряпкой с хлороформом или подобным веществом, чтобы заставить потерять сознание. Тем не менее официальной причиной смерти признали острую коронарную недостаточность.
Как выяснил отец журналиста Хамби Куашев, все камеры видеонаблюдения по дороге от дома Куашева до места обнаружения его тела оказались отключены — по официальной версии, по причине «выхода из строя коммутатора».
13 июля в Нальчик прибыл военный химик Константин Кудрявцев (получил известность благодаря разговору с Навальным), а 22 июля в Минеральные воды — врач Иван Осипов. 29 июля во Владикавказе оказались еще два сотрудника ФСБ — Денис Мачикин и Роман Матюшин. У обоих были обратные билеты на 30 июля, а у Осипова — на 31-е. В итоге Мачикин и Матюшин вылетели в день убийства, а Осипов — на следующий день. Мачикин и Матюшин — сотрудники Второй службы ФСБ (служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом).
Экспертизу крови Куашева проводили в том же НИИ-2 ФСБ, где служили его убийцы. Ничего подозрительного они не обнаружили. Одним из тех, кто подписал экспертное заключение, был Василий Калашников, которого Кудрявцев упоминал в разговоре с Навальным.
Убийство Куашева может быть связано с его работой на процессе по делу о нападении боевиков на Нальчик в 2005 году.
Руслан Магомедрагимов был активистом движения «Садвал» («Единство»), выступающего за создание автономии «Лезгистан» на территориях России и Азербайджана. В день смерти он созванивался со знакомым и обсуждал встречу на фестивале лезгинского языка. Его тело нашли 24 марта 2015 года в Каспийске (пригород Махачкалы) в 2-3 часа дня в парке у моря, а машину — в 400 метрах от дела во дворе дома. По утверждению Ислама Кличханова, знакомого убитого, из его машины пропали видеорегистратор и два из трех телефонов, а также в автомобиле был обнаружен след от чужой обуви.
По официальной версии, Кличханов умер от удушья, хотя следов насилия обнаружено не было. Близкие покойного утверждали, что на шее трупа были видны две точки, похожие на следы от укола шприцем.
В январе 2015 года Осипов прилетал в Махачкалу дважды — как говорится в расследовании, «каждый раз всего на пару дней». Наконец, 20 марта, то есть за 4 дня до гибели Магомедрагимова, Осипов прилетел во Владикавказ. Через 2 дня после убийства он вернулся в Москву.
Как предполагает The Insider, несмотря на то что деятельность «Садвала» была «безобидной», сотрудники ФСБ могли счесть ее «враждебной», так как спецслужба «очень агрессивно» реагирует на организации, выступающие за создание национальных автономий. Председатель «Садвала» Назим Гаджиев был найден мертвым в своем доме 20 марта 2016 года, он погиб от множественных ножевых ранений.
Никита Исаев, лидер движения «Новая Россия», скончался 16 ноября 2019 года в поезде Тамбов — Москва. Свидетельницей его смерти была его помощница и любовница Алина Жестовская (Львова). Официальной причиной его смерти стал сердечный приступ. Впоследствии Жестовская заверяла, что уверена в этом диагнозе, хотя по ее же описанию предсмертные симптомы напоминали отравление.
Незадолго до смерти Исаев стал советником по региональному развитию лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова. В Тамбов он ехал, чтобы подбирать кандидатов в партию и готовить их к выборам.
Как удалось установить Bellingcat, отравители из ФСБ начали следить за Исаевым с его поездки в Челябинск в декабре 2018 года. Сравнивая поездки Исаева, о которых он сообщал в соцсетях, и данные из базы перелетов сотрудников ФСБ, расследователи нашли 7 совпадений маршрутов. В слежке участвовали двое будущих отравителей Навального — врачи Осипов и Алексей Александров, а также еще трое сотрудников ФСБ — Александр Самофал, Виктор Кравченко и Михаил Тихонов.
Поездок в Тамбов под своими настоящими именами отравители не совершали, однако расследователям удалось установить по метаданным телефона одного из пяти убийц, что он действительно был в Тамбове 1 ноября 2019 года.
Как отмечает The Insider, Исаев «был абсолютно лояльным Кремлю политиком»: выступал в пропагандистских телешоу, критиковал Алексея Навального, свою деятельность строил на борьбе за экологию в регионах, имел тесные связи с администрацией президента, сотрудничал с экс-главой Росмолодежи Василием Якименко, а «в последнее время» активно общался с Александром Малькевичем — «правой рукой» олигарха Евгения Пригожина. Издание предполагает, что Исаев мог работать на СВР — он часто ездил за границу в качестве «сотрудника страховой компании» и «специалиста по экспорту». «В таком случае что-то в действиях Исаева, что могло быть интерпретировано спецслужбами как предательство, могло стать поводом для убийства», — говорится в расследовании.