КС признал законным требование к адвокатам о неразглашении данных следствия

КС признал законным требование к адвокатам о неразглашении данных следствия

Конституционный суд признал соответствующим Основному закону право следователя требовать от адвоката подписку о неразглашении данных следствия. Об этом говорится в определении, опубликованном на сайте определении суда.

«Несанкционированное разглашение данных предварительного расследования, хотя и предпринятое лицом в качестве инструмента своей защиты или в связи с исполнением обязанностей защитника, как не исключающее возможность ознакомления с данными предварительного расследования широкого круга лиц, которые не являются участниками уголовного судопроизводства, ставит под угрозу нарушения права и законные интересы участников уголовного судопроизводства и, следовательно, в силу вытекающей из закона необходимости сохранения таких данных в тайне, не может рассматриваться как законное средство защиты прав подозреваемого, обвиняемого», — говорится в документе.

При этом КС уточнил, что подписка о неразглашении не может препятствовать адвокатам обжаловать действия следствия. Кроме того, суд отметил, что норма не мешает и привлечению к процессу экспертов и специалистов.

С жалобой в Конституционный суд обратились адвокат Дмитрий Динзе и его подзащитный, украинский режиссер Олег Сенцов. 25 августа он был осужден на 20 лет колонии по сфабрикованному делу о терроризме.

Заявители указывали, что подписка о неразглашении нарушает равенство сторон перед законом, гарантии справедливого судебного разбирательства, презумпцию невиновности и право на защиту. Кроме того, говорилось в жалобе, данное положение УПК противоречит Конституции, которая гарантирует, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанностью государства.

В КС с аналогичными жалобами обратились также адвокаты Иван Павлов и Владимир Дворяк. Последний был приговорен к 400 часам исправработ по статье 310 УК (разглашение данных предварительного расследования).

В марте президентский Совет по правам человека, изучив случай Дворяка, постановил подготовить вместе с Федеральной палатой адвокатов соответствующие рекомендации и представить их на рассмотрение Владимиру Путину.

В октябре глава комитета Госдумы по уголовному законодательству единорос Павел Крашенинников и его заместитель и однопартиец Виктор Пинский внесли в нижнюю палату законопроект, изменяющий порядок взятия подписок о неразглашении в ходе расследования уголовных дел. Предлагается зафиксировать в УПК, что брать такую подписку можно лишь в связи с участием лиц в производстве по уголовному делу. Также определяется перечень информации, на которую подписка о неразглашении распространяться не может. Это данные, содержащиеся в ходатайствах и жалобах, а также сведения о процессуальных решениях в связи с уголовным преследованием, в частности о возбуждении уголовного дела, предъявлении обвинения и выборе меры пресечения.

Как пояснил Крашенинников, сейчас никто не разбирается, требуется ли в каждом конкретном случае подписка о неразглашении или нет. «Были случаи, когда к следователю вызывали пожилых людей и они подписывали все, что нужно, — рассказал единорос. — Есть люди, которые после этого перестают даже с близкими общаться, поэтому нужна конкретизация по сути и по форме».