«Медуза»: «Союз добровольцев Донбасса» исполняет в России заказные нападения

«Медуза»: «Союз добровольцев Донбасса» исполняет в России заказные нападения

«Союз добровольцев Донбасса» исполняет в России заказные нападения, говорится в расследовании «Медузы». СДД тесно сотрудничает с олигархами Евгением Пригожиным и Константином Малофеевым.

В июле 2017 года СДД совместно с незарегистрированной «Конфедерацией военно-прикладных видов спорта» провел в Погореловке Калужской области масштабный военно-спортивный турнир «Добровольческие игры» с участием боевиков, воевавших в Донбассе и Сирии. Из участников турнира были сформированы отряды титушек, подконтрольные Пригожину, для силовых акций внутри России.

По словам источника «Медузы» в ФСБ, участники этих отрядов чувствуют «абсолютную уверенность в безнаказанности»: «Ментам запрещено их трогать, а контора (ФСБ. — Ред.) может только попросить их не трогать отдельных персонажей».

Среди одной из московских акций СДД, по данным «Медузы», было нападение на общественного активиста в марте 2018 года. «Напали со спины, повалили на землю, налетели и начали пинать со всех сторон, — рассказал общественник. — Весна, холодно, лед, снег с дождем. Скоординироваться не успел. Четверо били, пятый снимал».

Издание напоминает, что в августе 2018 года за совершенное в ноябре 2017-го в Алуште нападение на следователя СКР Константина Гирякова были приговорены к 3 годам общего режима участники СДД Сергей Старосельцев и Николай Пухов, такой же срок получил заказчик нападения — начальник антикоррупционного управления МВД Алушты Александр Леснов. Он заплатил за акцию 190 тысяч рублей. По сведениям «Медузы», Пухова сотрудники ФСБ задержали в декабре 2017 года в кабинете главы СДД Александра Бородая — Старосельцев и Пухов к нему «прибежали спасаться».

По оценке ветерана МВД, в России больше десяти крупных игроков рынка политического насилия, причем «большинство уличных акций против либералов — это либо Пригожин, либо Малофеев».

В порядке эксперимента корреспондент «Медузы» договорился о проведении силовой уличной акции с участием 100 человек за 200 тысяч рублей с актером и организатором массовок Александром Фогелем. Этот человек в мае выступал на общественных слушаниях по реновации в Москве, а 8 сентября в интернете появились объявления о «наборе крепких ребят для участия в митинге», в которых фигурировал его номер телефона.

Как отмечает издание, в последние годы основными игроками на «рынке политического насилия» вместо силовых ведомств и спецслужб стали близкие к власти частные структуры. Ранее террор против политактивистов и общественников финансировался по линии ФСБ и МВД.

«Во второй половине 2010-х в МВД и ФСБ направление внутренней политики полностью прекратили финансировать. Спецдепартаменты МВД — ГУПЭ (главное управление по противодействию экстремизму. — Ред.), ОПБ (оперативно-поисковое бюро. — Ред.) — начали крушить еще в 2013 году. А с конца 2015-го урезается финансирование в ФСБ. Поляна была зачищена, ниша отошла частникам», — отмечает ветеран МВД. Однако, говорится в расследовании, у спецслужб осталась своя инфраструктура для силовых уличных акций, в том числе курируемое ФСБ движение SERB. По данным «Медузы», боевики SERB официально получают деньги от МВД в соответствии с приказом о вознаграждении за помощь в раскрытии преступлений.